Детки

02.06.2014

Количество детей в семье влияет на характер ребенка

Количество детей в семье влияет на характер ребенкаВ вашей семье только один ребенок? Двое шалунов? А может быть, трое или больше? Психологи уверены, что количество детей в семье влияет на характер и способности каждого ребенка. Однако благодаря правильному воспитанию очень многое возможно скорректировать.

Какой бы ни была семья, законы ее функционирования для всех «ячеек общества» одинаковы. Однако на развитие и характер ребенка в значительно большей степени влияют не они, а то, как строятся в семье взаимоотношения, какие ожидания возлагают на детей мама и папа, каковы формы общения, принятые между старшими и младшими. Очень многое зависит от родителей. Каким бы ни был по счету в семье малыш, будьте уверены: у вас есть все шансы развить в нем именно те качества, которые вы считаете важными для успешной и счастливой жизни!

 

ЕДИНСТВЕННЫЙ



С единственным ребенком родители связывают все свои чаяния и надежды, «испытывают» на нем всевозможные воспитательные методики и теории, отдают ему все свои силы. В лоне семьи ему не с кем себя сравнивать и родительские любовь, внимание, материальные ресурсы тоже делить ни с кем не приходится. Все достается только ему одному. Отсюда все «плюсы» и «минусы» для маленького человечка. При благоприятном раскладе единственные дети вырастают наиболее уверенными в себе и ответственными, устремленными к высоким профессиональным достижениям. Им будут полезны любые командные виды спорта (хоккей, волейбол и т.п.) и коллективные занятия (например, в хоре, туристическом клубе или театральном кружке).

Опасности

 

МАЛЕНЬКИЙ СТАРИЧОК. Взрослые речь и манеры, рассудительность, неумение поддержать игры сверстников и недоумение при виде их шалостей. Общающемуся исключительно со взрослыми (особенно — с бабушками) ребенку трудно находить общий язык с другими детьми. Они для него слишком импульсивны и «нелогичны». А завышение планки (очень трудно быстро научиться справляться с бытовыми делами и учебными задачами столь же хорошо, как родители) создает превосходную почву для перфекционизма, трудоголизма и вечного недовольства самим собой.

 

Хотите избежать? Как можно раньше найдите малышу хотя бы парочку друзей-однолеток, которых вы сможете приглашать в гости, и не вмешивайтесь в возникающие между детьми игры и отношения. Приветствуйте в ребенке проявления «детскости».

 

ПУП ЗЕМЛИ И МАНИПУЛЯТОР.

 

Единственный и неповторимый, разумеется, никто не может с ним сравниться. Чтобы ни совершил малыш, все тут же заслуживает самых шумных восторгов и восхищения. Также чего бы он ни попросил, все — родители и прочие родственники — готовы просто с ног сбиться, лишь бы как можно скорее выполнить его повеление.

 

Хотите избежать? Установите в семье четкие границы, определив, что можно делать, а что нельзя. Рассказывайте ребенку о своей жизни «без него»: о ваших собственных интересах и увлечениях, победах, профессиональных достижениях, всякий раз подчеркивая их важность и значимость для всей семьи. Вовлекайте малыша в мероприятия, которые доставят удовольствие другим членам семьи. Например, можете вместе с ним нарисовать открытку для тети или смастерить подарок бабушке, приготовить пирог для папы... Учите ребенка думать о других, радовать их и разделять с ними радость.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ.

 

Ребенку очень сложно разобраться в хитросплетениях взрослой жизни, в том, что именно вы чувствуете, почему и как это в целом может отразиться на нем. У взрослых свои секреты, свои радости и огорчения. В свою очередь родители редко могут действительно прочувствовать и посочувствовать малышу в его обидах или восторгах: с высоты жизненного опыта эти проблемы кажутся взрослым смешными и глуповатыми. В результате кроха учится относиться к собственным чувствам со взрослым «презрением». 

 

Хотите избежать? Постарайтесь быть очень внимательной к эмоциональному состоянию малыша, не отмахивайтесь от проблем, с которыми он к вам приходит. Обращайте внимание ребенка не только на слова, но и на эмоции других людей, с которыми общаетесь, книжных и киногероев. Предлагайте малышу задуматься, что и почему чувствовал определенный человек или же персонаж, попавший в ту или иную ситуацию.

ОТСТУПЛЕНИЕ О ЖАДНОСТИ

 

Бытует мнение, что единственный ребенок часто вырастает жадиной, поскольку привык, что все самое лучшее, вкусное, интересное и т.д. достается ему одному. А когда детей много, они с ранних лет привыкают делиться, поэтому становятся добрыми и щедрыми. Так ли это? Конечно, нет! Ведь жадность возникает не от того, что человеку не на ком было «потренироваться», а от того, что он живет с постоянным ощущением, что чего-то «мало», «недостает», «не хватает». Причем это «мало» обычно относится вовсе не к материальным объектам — в них оно лишь проявляется. Жадиной вырастет малыш, на которого у родителей вечно не хватало любви, внимания, времени, сил, что, согласитесь, бывает и там, где детей много, и там, где ребенок только один. Взамен ему предлагались бесконечные «подачки»: игрушки, сладости, развлечения. Но, они, увы, никогда не смогут заменить родительского тепла — потому и вырос человечек с ощущением «недостачи»...

Когда детей в семье двое

 

Сколько бы ни было детей в семье, когда их больше одного, психологи выделяют позиции старшего и младшего, поскольку они наиболее показательные.

СТАРШИЕ ДЕТИ

 

Считается, что старшие дети более сознательны, уравновешенны, умеют соблюдать правила и требовать этого от других, при этом ориентированы на похвалу и внешний успех, особенно со стороны родителей (начальства). Они умеют работать в команде, искать выгодные для всех решения, выслушивать и учитывать мнения разных сторон.

 

Опасности

 

ЕЩЕ ОДИН РОДИТЕЛЬ.

 

Безотказный мамин помощник, он готов младшему и пеленки поменять, и обед разогреть, и уроки проверить, и на работу устроить. Он становится для малыша гораздо большим авторитетом, чем взрослые, но при этом забывает (или просто не имеет возможности) построить свою собственную жизнь. И все это — ради маминой похвалы и ее спокойствия.

 

Хотите избежать? Позволяйте старшему ребенку жить своей жизнью и оказывать вам только лишь ту помощь, на которую он идет с радостью. Если вы считаете, что старший (особенно подросток) мог бы взять на себя больше забот, пусть это будут дела на благо всей семьи, а не только малыша.

 

РЕВНИВЕЦ.

 

Слишком болезненно реагирует на появление второго ребенка. Внешние проявления: истерики, скандалы, показная беспомощность — могут смениться внутренними — психосоматическими заболеваниями, неврозами, страхами, снижением успеваемости, энурезом, заиканием и т.д.

 

Хотите избежать? Когда рождается второй ребенок, первый непременно получает прививку ревности. Но вопреки устоявшемуся мнению детская ревность — это не всегда страшно и вредно. Если старшему ребенку будет хватать вашей любви, основа гармоничной личности не поколеблется. А вот если ревность к брату или сестре окажется загнанной внутрь, если взрослые будут только ругать за нее или пренебрегать ее проявлениями, но не помогать с нею справиться, она станет разрушительной.

 

МЛАДШИЕ ДЕТИ

 

Младшие — легки, эмоциональны, добродушны, общительны. Очень хорошо проявляют себя в социальных науках, искусствах, склонны к некоторому авантюризму, экспериментаторству, вообще всячески приветствуют новаторство.

 

Опасности

 

ПРЫГУН НА НЕДОСТИЖИМУЮ ВЫСОТУ.

 

Пример старшего  —  более умелого,  сильного, умного и т.д. — всегда перед глазами. Догнать и перегнать его нельзя, так что малыш чувствует себя вечным «неумехой», его самооценка падает.

 

Хотите   избежать?   Не   сравнивайте детей, а подчеркивайте их индивидуальности: «брат рано научился читать, а ты играешь на скрипке».

 

КЛОУН. 

 

Младший  — такой  забавный.   «Посмотрите,   как   он  уморительно это делает!» — и ради взрыва смеха всей семьи малыш готов вывернуться наизнанку. Он повторяет это в саду, школе — маска клоуна прилипает накрепко.

 

Хотите избежать? Учите и кроху, и его старшего брата или сестру гордиться своими достижениями — сколь бы «младенческими» они ни казались старшим.

ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ

 

Кроме рисков, в большей или меньшей степени общих для всех «парочек» есть особенности, характерные для особых «структур».

 

БЛИЗНЕЦЫ.

 

Часто обладают «коллективным» мышлением и восприятием мира: один подумал, а другой сделал, один захотел, другой получил и т.д. Ищите комфортную для детей степень индивидуализации (разные одежда, прически, друзья, увлечения, формы отдыха и т.д.)

 

ПОГОДКИ.

 

На момент рождения младшего старший обычно еще слишком мал, чтобы ярко проявить свою индивидуальность. Частая ошибка, которую в данной ситуации совершают родители, — это попытка «усреднить» занятия, игры, требования, что приводит погодок практически к близнецовой позиции. В итоге старший живет «по календарю» младшего, «притормаживая» в развитии, а младшему сложно гармонично сформироваться, так как в раннем возрасте развитие идет буквально не по дням, а по часам, и перепрыгивание через даже самые крошечные ступеньки не ведет ни к чему хорошему...

 

ДЕТИ С РАЗНИЦЕЙ БОЛЬШЕ 12 ЛЕТ.

 

В этой ситуации дети часто проявляют черты «единственного» и еще одного «единственного».

Старайтесь не сравнивать детей и, напротив, подчеркивайте индивидуальные особенности каждого ребенка. Не ставьте в пример младшему старшего брата или сестру (этим вы лишь вызовете ревность) и не ждите, что младший ребенок непременно будет повторять все успехи и достижения вашего первенца.

 

4 года - идеальная разница между детьми

 

К этому возрасту старший уже успевает получить порцию родительской любви, достаточную для того, чтобы быть в ней уверенным. К тому же в это время у малышей проявляется устойчивый интерес к сверстникам и «отдельной» от мамы и папы жизни: собственным друзьям, секретам, играм и увлечениям.

 

У ребенка в целом уже достаточно жизненного опыта, чтобы понимать объяснения взрослых о том, что новорожденный ему в любви не конкурент. А уверенная речь поможет четырехлетке более свободно говорить с родителями о своих страхах и ожиданиях в связи с прибавлением в семействе.

 

Это та разница, при которой, когда младший достигнет 2-3 лет, дети будут все же иметь достаточно общего, смогут вместе играть, посещать развлекательные и культурные мероприятия. В 2 года и 6 лет или 6 и 10 лет детей можно отвести на один и тот же спектакль, зимой вместе отправиться в Лапландию, а летом — на море, и ни один из них не будет чувствовать, что такое времяпрепровождение не для него.


Источник: Журнал SНАРЕМАМА

Возврат к списку


Только зарегистрированный пользователь может оставлять комментарии. Войти или зарегистрироваться