Детки

02.06.2014

Ориентиры развития малыша

.развитие малышаКульт индивидуальности возведен в нашем обществе в превосходную степень. Стремление выделиться, быть не таким, как все, уже стало признаком хорошего вкуса и верной приметой творческой натуры. Дети тоже начали отвоевывать свое право на неординарность: современные родители готовы учитывать не только потребности ребенка, но и его желания. Однако не нужно примерять философию индивидуализма к темпам развития малыша: они выверены ходом эволюции и имеют свои сроки.

 

Первая сигнальная система - это рефлекторные реакции нашего организма на раздражители извне и изнутри, которые помогают нам испытывать разные физические ощущения (боль, холод, тепло) и реализовывать инстинкты. Но эти способности есть и у людей, и у зверей.

 

На вершину пищевой и иерархической пирамиды животного мира человека возвела речь - продукт второй сигнальной системы, присущей только высшим существам.

 

Сегодня ученые могут с внушительной долей вероятности утверждать: обезьяна стала человеком в тот момент, когда распрямила спину и твердо встала на ноги. Без вертикализации (способности принимать сидячее и стоячее положение) речь, а вслед за ней и интеллект у нас бы никогда не развились.  В норме вертикализация начинается после полугода, когда ребенок учится сидеть.

 

Речь развивается у детей только к концу первого года жизни, то есть к тому моменту, когда они поднимаются с колен. Но подготовка к важной метаморфозе стартует еще раньше.

 

Моторное (иначе - двигательное) развитие запускается сразу после появления на свет. Постепенно мышцы укрепляются, и ребенок осваивает ключевые навыки: сначала учится держать голову, потом захватывать рукой игрушку, позже начинает ползать, затем сидеть и, наконец, встает и идет.

 

Параллельно течет психическое развитие малыша: по мере взросления созревает кора головного мозга, и действия становятся осознанными. Например, если 7-8-месячному ребенку предложить кусочек яблока, он сможет не только схватить и удержать его в руке (что есть признак окрепшей координации), но и попробует на зуб, потому что в этом возрасте уже понимает: яблоко - это пища, а самое подходящее для нее место - рот. В этом жесте уже намечаются ростки социального созревания, ведь здесь налицо попытка накормить себя.

 

С другой стороны, выделение двигательного, психического, интеллектуального, эмоционального и социального развития весьма условно: все эти аспекты слишком затейливо переплетены между собой. Если причина двигательной задержки достаточно серьезная, на следующем этапе на нее может наслоиться психомоторная, а потом речевая. Когда вертикализация проходит с опозданием, кора головного мозга созревает в замедленном темпе. Если малыш позже поднял голову, позже пополз, позже сел и встал, высока вероятность, что и говорить он начнет чуть позже.

 

ОРИЕНТИРЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

 

  • До 3-4 месяцев - «гуление»: произносит гласные звуки
  • 4-6 месяцев - лепет: произносит согласные («гу-га-гы»)
  • С 6 месяцев - формируется слог («ма»)
  • С 6 до 12 месяцев - появляется набор коротких слов («дай», «на», «баба»)
  • К 1,5 года - говорит короткие фразы («мама, дай»)
  • К 2 годам - использует большой набор слов, строит предложения со сказуемым, подлежащим и дополнением

 

ОРИЕНТИРЫ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

 

  • От 1 мес. до 3 мес. - удерживает головку
  • 3-3,5 мес. - захватывает предметы рукой (освоив этот трюк, уже через 2-2,5 недели малыш твердо перекладывает игрушку из одной руки в другую)
  • До 4-4,5 мес. - переворачивается со спины набок
  • С 4,5 до 5,5 мес. - переворачивается со спины на живот
  • До 6 мес. - переворачивается с живота на спину
  • С 5,5 до 7 мес. - сидит
  • С 5,5 до 11 мес. - ползает
  • С 6,5 до 10 мес. - стоит с опорой
  • С 10 до 13 мес. - начинает ходить

 

ОРИЕНТИРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

  • До 3 мес. - улыбается в ответ на мамин голос («механическая» улыбка может появиться с первых дней, если малыш сыт и всем доволен)
  • От 3 до 5 мес. - хныканье (когда что-то не нравится или хочет привлечь к себе внимание)
  • С 3 до 5,5 мес. - смеется
  • С 4-6 мес. до 18 месяцев - пугается при виде незнакомца

 

Искусственный барьер

 

Большую роль в развитии ребенка играют родители. У детей есть свои потребности: их надо не только кормить и купать. В общении с мамой они нуждаются не меньше. Легкий оздоровительный (не лечебный) массаж, который она каждый день делает малышу сама, не просто улучшает циркуляцию крови по сосудам, что само по себе очень полезно для мозга. Телесный контакт стимулирует развитие ребенка, даже если это обычные поглаживания. Если взаимодействия с родителями нет, рассчитывать на нормальное развитие ребенка не приходится. По меньшей мере до 2 лет малыш и мама связаны друг с другом «невидимой плацентой». Если эту «плаценту» разорвать, ребенок будет обделен искусственно, не сможет проявить все заложенные в нем способности. Развивающие игрушки и игры никогда не станут полноценной заменой. Поразительно, но нехватка родительского внимания может привести не только к задержке психомоторного, речевого, эмоционального развития. Дети из дома малютки питаются полноценно, но при этом плохо набирают вес. Так что силу родительского тепла переоценить невозможно.

 

В редких случаях причина опоздания бывает чисто механической. Например, если у малыша во время родов случился вывих тазобедренного сустава, врачи обездвиживают его на какое-то время с помощью специальных шин. Если лечение затягивается на 8 месяцев (чаще по невежеству ортопеда или халатности родителей), вертикализация в срок пройти не сможет: чтобы сесть, малышу до этого нужно много двигаться и укреплять мышцы. К счастью, искусственно вызванные задержки развития практически всегда можно исправить.

 

Неблагоприятный фон

 

Отставания от графика могут возникать по иным, более серьезным основаниям, и тогда прогноз для малыша неоднозначен. Часто сбои случаются еще в период беременности. Кора головного мозга начинает формироваться в период внутриутробного развития ребенка. В I триместре идет закладка всех органов и тканей, включая особую моторную зону в лобной доли, которая отвечает за двигательные функции. Любое негативное воздействие в этот период может помешать правильному формированию клеток мозга.

 

Таким препятствием могут стать инфекции, которыми женщина переболела в период беременности, приводящие к кровоизлиянию в мозг родовые травмы, профессия мамы, которая предполагает контакт с опасными веществами, плохая экология, электромагнитное излучение от компьютеров и бытовых приборов, вредные привычки: сигареты и алкоголь. Нанесенный вред часто приводит к так называемым перинатальным поражениям нервной системы, которые выливаются в задержки моторного, психического и речевого развития. Перинатальные поражения нервной системы - понятие обширное. К ним относятся как почти безобидные синдромы вроде одностороннего нарушения мышечного тонуса, так и три самых тяжелых варианта развития событий - эпилепсия, гидроцефалия (водянка головного мозга), детский церебральный паралич. Степень тяжести от таких поражений зависит прежде всего от того, какая причина их вызвала и когда произошел сбой: заразиться гриппом в I триместре гораздо опаснее, чем в II или III.

 

Чаще всего перинатальные поражения вызывает хроническая или острая гипоксия (нехватка воздуха) плода во время беременности. В таких условиях нервные клетки мозга малыша перестают получать достаточное количество кислорода и глюкозы, которые служат им пищей, и погибают.

Хроническая гипоксия обычно развивается при токсикозе или гестозе, острая - в родах из-за разных осложнений, например, если пуповина обматывается вокруг шеи малыша и ему становится трудно дышать.

 

Контрольная работа

 

Все специалисты едины во мнении: очень важно обнаружить задержку как можно раньше, тогда у ребенка будет гораздо больше шансов преодолеть ее. Но часто бывает, что врачам не удается вовремя заподозрить неладное, несмотря на многочисленные обследования, которые начинаются еще во время беременности.

 

Сразу после родов состояние малыша оценивают по шкале Апгар - эта мера позволяет выявить гипоксию на ранней стадии. Недосмотры «по невнимательности» не редкость уже на этом этапе. В роддоме у ребенка также берут анализ крови на 5 серьезных генетических заболеваний, которые нужно лечить с первых дней: (гипотиреоз, муковисцидоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, галактоземию). Это исследование исключает врожденные патологии, благо лабораторным результатам можно доверять. Дальше малыш попадает на попечение педиатра, который, заметив задержку, направляет его к неврологу. Однако иногда педиатр не обращает внимания на тревожные признаки только потому, что кроха хорошо прибавляет в весе и по часам справляет большую нужду. Или не принимает всерьез обеспокоенность родителей, заранее списывая ее на мнительность. Именно поэтому врача нужно менять, если его компетентность порождает сомнения, и обязательно показывать малыша неврологу (в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и год) ради профилактики. Только так можно вовремя обнаружить заминку.

 

Энцефалограмма мозга позволяет увидеть, соответствует развитие коры головного мозга возрасту ребенка или нет. УЗИ головного мозга показывает наличие кровоизлияний, поврежденные вследствие гипоксии зоны, гидроцефалию и так далее. Эти два исследования малышу назначают при подозрении на перинатальные повреждения нервной системы и наследственные патологии.

 

В темпе роста

 

Окончательный вердикт врачи не всегда могут вынести фазу. Так, диагноз «детский церебральный паралич» они ставят не раньше года, «аутизм» - только после трех лет (в 3 года ребенка должен посмотреть детский психиатр).

 

До 3 лет врачи пользуются термином «задержка речевого развития», а после 3 лет говорят об «общем недоразвитие речи» (в первом случае у малыша заметно больше шансов на выздоровление).

 

Неоднозначность эта вызвана тем, что анатомическое созревание мозга и нервной системы, которая отвечает за развитие двигательных и психических функций, идет параллельно, но совпадает не полностью. С индивидуальными особенностями организма тоже приходится считаться, ведь кто-то начинает ходить в год, а кто-то - в полтора.

 

Чтобы прогноз был объективным, врачи вынуждены дожидаться определенного срока, к концу которого здоровый ребенок должен овладеть тем или иным двигательным или психическим навыком. Нормы были выведены эмпирическим путем в итоге многолетних наблюдений, но все же это не постоянные константы.

 

Благодаря новым открытиям в медицине опорные даты продолжают плавать, и в научно-популярной литературе появляется противоречивая информация. Врачи опираются только на официально признанные усредненные показатели. А родителям важно помнить о верхних и нижних границах каждого «норматива». Не надо думать, что ребенок, который не засмеялся в 3 месяца, непременно болен, но если он не засмеялся к 6 месяцам, это уже явный признак психического отставания. Индивидуальные темпы развития, безусловно, существуют, но они никогда не выходят за рамки возрастных.

 

Хотя исключения из правил все же бывают. У крупных детей некоторые сроки сдвигаются по естественным причинам, и ничего страшного в этом нет. Если в 3 месяца малыш весит 9 килограммов, ему сложнее перевернуться на бок, встать на четвереньки и так далее. Некоторые дети и вовсе развиваются по личной программе, которая не укладывается в привычную рамку. Они не садятся, не ползают, но в какой-то момент сразу встают на ноги и начинают ходить». Но только дополнительные исследование помогут установить истинную причину опоздания.

 

План действий

 

В большинстве случаев перинатальные поражения проходят для ребенка бесследно или почти бесследно, но только если лечение начато без промедлений. По статистике, в 30-40% случаев общими усилиями врачей и родителей здоровье малыша удается восстановить, так что в будущем он ничем не будет отличаться от сверстников. Но есть еще исходы «относительно благоприятные. Еще недавно при таком повороте врачи пользовались термином «минимальная мозговая дисфункция», но в последнем международном реестре болезней он уже не фигурирует. Врачи исправляют нарушения, но не до конца: у таких детей могут возникнуть трудности с поведением и небольшие проблемы с моторикой - они ходят, но нетвердо, предметы берут, но неловко, говорят, но нечисто. Если врачи обнаружили у малыша задержку в развитии, важно не упустить время. Лечить перинатальные поражения нервной системы нужно обязательно. Иногда достаточно витаминов, массажа и легких сосудистых препаратов, В более серьезных ситуациях необходимы интенсивные действия и ноотропы - лекарства, питающие клетки мозга.

 

К реабилитационным центрам и занятиям с психологами нужно относиться осторожно.

 

До 2,5 года дети не способны общаться с себе подобными. Стресс, который они испытывают на занятиях, может вызвать тики, недержание мочи, заикание. Кстати, то же самое происходит в модных сегодня развивающих центрах для здоровых малышей.

 

В серьезные реабилитационные учреждения детей берут с 2-3 лет. Специальные программы по восстановлению ведут педагоги-дефектологи и психологи.

 

До 2-3 лет корректировать задержки в развитии будут невролог, ортопед и логопед.

 

Источник: Журнал Счастливые родители

Возврат к списку


Только зарегистрированный пользователь может оставлять комментарии. Войти или зарегистрироваться