Детки

06.06.2014

Раннее развитие: споры профессионалов

Раннее развитие: споры профессионаловСуществуют разные точки зрения, когда и как начинать заниматься интеллектуальным развитием ребенка. Мы спросили об этом двух ведущих экспертов. Выбор - за Вами.


1. Заниматься с ребенком по развивающим пособиям нужно прямо с рождения.


 Педагог, специалист по раннему развитию: Конечно же, заниматься с малышом нужно с самого рождения. Однако природой не предусмотрено, чтобы грудные дети рассматривали карточки и кубики. У них есть дела поважнее: познавать возможности своего тела, исследовать окружающий мир, рассматривая, ощупывая и пробуя на зуб все, что попадется им на пути. Развивающие пособия в лучшем случае не принесут никакой пользы. А в худшем могут даже навредить малышу, нарушив нормальный ход его развития.


 Педагог, психолог: Чтобы малыш вырос интеллектуально развитой личностью, заботиться об этом нужно с первых дней его жизни. Наиболее стремительно мозг развивается в первый год жизни. Главным же инструментом развития малыша выступает общение. Организовать правильное общение с малышом и призваны развивающие пособия: это могут быть карточки с картинками или кубики - все, что не отнимает драгоценного времени мамы на придумывание и изготовление развивающих игр.


2. Если заниматься с крохой регулярно, то успех гарантирован.


Педагог, специалист по раннему развитию: Смотря, что мы понимаем под успехом. Если вы хотите «выдрессировать» ребенка, чтобы затем демонстрировать его «уникальные способности» родным и знакомым, то, вероятно, да. Если же вы хотите выстроить с малышом нормальные детско-родительские отношения, подарить ему чувство уверенности, защищенности, гармонично развить его интеллектуальные и творческие способности, то, пожалуй, лучше не тратить драгоценные мгновения младенчества вашего чада на столь бесполезное занятие. Лучше расслабьтесь и получайте удовольствие от обычных игр и общения с крохой.


 Педагог, психолог: Только регулярное и интенсивное языковое общение с малышом способно разбудить его мозг. Большинство молодых мам не знают, о чем и как говорить с крохой. Вот тут и придут на помощь пособия в виде пазлов, картинок, которые помогут родителям выстроить систему общения с ребенком. В любом случае система получается тогда, когда мама не раз в месяц занимается с ребенком чем-то определенным, а регулярно играет с ним в чтение, математику, рисование. Система общения с малышом строится на 3 основных законах. Во-первых, это закон хорошего настроения. Ведь если настроение плохое, играть просто не хочется. Во-вторых, закон похвалы: за каждый успех малыша нужно хвалить. Интерес к занятиям - это тоже успех. Чем больше хвалить ребенка, тем больше удовольствия будут приносить ему ваши занятия. В-третьих, закон игры. Чем бы вы ни занимались с малышом - это должно быть игрой. Только так вы сможете поддерживать устойчивый интерес к любым занятиям.


Мнение мамы


«Я считаю, что заниматься интеллектуальным развитием ребенка можно начинать, когда ему исполнится хотя бы 1,5 года. Свою дочь я в этом возрасте отдала на развивающие курсы, где им в игровой форме предлагалось решать простенькие логические задачи. Занятия шли 30 минут, и за это время дети выполняли несколько разных заданий, не уставая».


3. Малыш способен с пеленок воспринимать иностранные слова, цифры, буквы.


Педагог, специалист по раннему развитию: Маленький ребенок способен механически запоминать и воспроизводить любую информацию, с которой сталкивается. Однако воспользоваться ей по назначению он пока не сможет и, скорее всего, быстро забудет за ненадобностью.


Педагог, психолог: Цифра и буквы для ребенка - это слишком сложная абстракция, поэтому воспринимать их с рождения он не способен. А вот об иностранной речи этого сказать нельзя. Для новорожденного любой язык будет иностранным. При этом ни один взрослый не способен овладеть иностранным языком так легко и быстро, как это делает любой ребенок со своим первым языком. Поэтому чем раньше вы начнете говорить с ребенком на иностранном (втором) языке, тем быстрее он его освоит.


4. Если с младенцем регулярно заниматься иностранным языком, чтением и математикой, то к 2-3 годам он уже будет разговаривать по-английски, уметь читать и считать.


Педагог, специалист по раннему развитию: Сознательно оперировать буквами и цифрами кроха сможет лишь после того, как созреют соответствующие отделы мозга, что, как правило, происходит не раньше 4 лет. Преждевременная нагрузка этих зон мозга может привести к нарушению работы других его отделов. Что касается иностранных языков, то дети очень легко их усваивают, оказавшись в двуязычной среде - например, если один из родителей иностранец. Заучивание же слов и стишков, вырванных из языкового контекста, не дает почти ничего. К тому же среди психолингвистов есть мнение, что двуязычная среда вообще вредна для ребенка, поскольку мешает формированию тонких функций восприятия языка. Начинать изучать иностранный язык рекомендуется лишь тогда, когда ребенок в полном объеме овладеет родным, то есть не раньше 3 лет.


Педагог, психолог: Я бы сделал акцент не на регулярных занятиях, а на правильных. Малыши - это особый мир, и не нужно с ними заниматься так, как с нами занимались в школах. Подобные регулярные занятия принесут только вред. Просто общайтесь с детьми, играйте с ними в развивающие игры! Им абсолютно все равно, на каком языке вы с ними при этом будете разговаривать. Им также все равно, во что вы с ними будете играть, - в чтение или математику, лишь бы игра и ваше общение были им интересны.


5. До 3 лет дети усваивают всю без исключения информацию, которую получают, а то, что заложено природой, и так разовьется. Поэтому нужно дать им как можно больше знаний из разных дисциплин.


Педагог, специалист по раннему развитию: Ребенок в состоянии активно использовать лишь те знания, которые имеют к нему и его жизни непосредственное отношение. Можно, конечно, демонстрировать двухлетке географическую карту или таблицу Менделеева или пересказывать физическую энциклопедию, но эта информация будет для него не более реалистичной, чем волшебная сказка. Так может, лучше и вправду сказку почитать? От этого-то точно ничего, кроме пользы, не будет!


Педагог, психолог:  Да, у детей очень большой информационный голод и они способны впитывать огромные объемы информации. Но усваивают они при этом не «всю без исключения информацию», а только ту, которая им нравится. Чем бы вы ни занимались с ребенком, все это должно быть для него открытием, увлекательной и удивительной игрой. Такие игры каждая мама может придумывать сама, а может использовать уже готовые пособия.


6. Малышам очень нравятся развивающие игры, поэтому заниматься ими можно без перерыва.


Педагог, специалист по раннему развитию: Развивающие игры, конечно, требуют определенного усилия, как интеллектуального, так и чисто физического. Иными словами, это очень серьезная нагрузка на мозг. Если ребенок будет играть лишь в развивающие игры, это может привести к серьезным перегрузкам. Кроме того, любому ребенку необходимо играть в спонтанные ролевые игры, причем играть помногу. Если логические игры вытеснят ролевые, это может привести к нарушению эмоционально-психологического развития. Я бы порекомендовала, чтобы развивающие игры до 3 лет занимали не больше 30-40 минут в день, причем желательно раздробить это время на крошечные сеансы, буквально по 3-5 минут.


Педагог, психолог:  Занимаясь с ребенком развивающими играми, нужно помнить о том, что у малышей высокая степень переключаемости внимания, поэтому все занятия должны быть короткими. Они должны часто чередоваться друг с другом и через некоторое время снова и снова повторяться.


Мнение мамы:


«У нас на площадке добрая половина мам считает, что раннее развитие чревато невротическими расстройствами ребенка (из-за несвоевременного по возрасту занятия). При этом, что представляет собой раннее развитие, когда им заниматься - понятия не имеют! Я для себя сформулировала так: мы с дочкой просто развиваемся, занимаясь тем, что ей интересно. А уж я ищу способы, не пренебрегая ни азбукой, ни счетом. В моем лексиконе нет слова «раннее развитие». Потому что я сама считаю, что все надо делать в свое время».


7. Раннее развитие полезно для ребенка.


Педагог, специалист по раннему развитию: Да, если под ранним развитием мы понимаем создание среды, где возможности и таланты крохи будут развиваться тогда, когда он будет к этому готов. И нет, если раннее развитие - это «дрессировка» малыша при помощи искусственно выдуманных пособий и методик, которые призваны не столько развить детские способности, сколько удовлетворить родительские амбиции.


Педагог, психолог:  Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем больших результатов сможете достичь. А главный результат - малыш навсегда полюбит учиться. Познавательный процесс будет для него естественным и необходимым. Поэтому родителям, которые занимались с детьми с рождения, редко приходится слышать «не хочу читать», «не хочу учиться» и т. д.


8. Многие развивающие программы выпускаются на DVD-дисках, но младенец не способен воспринимать информацию из видеоряда.


Педагог, специалист по раннему развитию: Я бы не торопилась знакомить малыша ни с какими «высокими технологиями». Ведь мы не знаем, как это влияет на детский мозг. К тому же есть масса прекрасных игр и пособий на традиционных носителях.


Педагог, психолог:  Если в DVD-программах видеоряд не превышает 3 минут, то от таких программ никакого вреда не будет.


Мнение мамы:


«Раннее развитие, по-моему, позволяет как раз плавно, а не галопом перед школой, заложить хорошую основу. Обучение по развивающим пособиям проходит всегда в игре, творчески и интересно. Занятия включают в себя и музыку, и элементы искусства, и творчество, и физическое развитие, в конце концов. Все делается только в удовольствие и столько, сколько надо конкретному ребенку. То, что моя Анюта знает и умеет больше, чем ее сверстники в саду, - заслуга развивающих методик».


9. Слишком интенсивное и раннее интеллектуальное развитие вредно для ребенка.


Педагог, специалист по раннему развитию: Ключевое слово здесь, по-моему, «слишком». Никогда нельзя пичкать маленького ребенка знаниями, исходя из моды или следуя примеру родных и знакомых. Ведь все дети развиваются индивидуально. Если ваш племянник в четыре года играет на скрипке, а дочка вашего коллеги с трех лет читает, это вовсе не значит, что это необходимо и вашему ребенку. Возможно, он для этого пока не созрел и ему надо наиграться, прежде чем переходить к систематическому обучению. Вот почему я всегда рекомендую создавать малышу развивающую среду, где всегда есть что-то, что чуть-чуть, на один шажок опережает его нынешний уровень развития. Тогда кроха легко сможет дать вам понять, к покорению каких высот он готов, а с чем пока лучше повременить.


Педагог, психолог:  Категорически с этим не согласен. Напротив, слишком медленное и позднее интеллектуальное развитие катастрофически сказывается на жизни человека. Главное - заниматься так, чтобы это было интересно прежде всего малышу. Не стремитесь сделать из ребенка гения - просто дайте ему информацию, в которой он нуждается. Ребенок сам покажет, что ему нравится, а что нет. Главное - не ограничивать естественный познавательный процесс.


Вывод:


Стоит ли заниматься со своим ребенком по развивающим методикам? В любом случае вы поймете это, только если попробуете. Малыш сам даст понять, нравятся ли ему развивающие игры. Если нравятся, то занимайтесь на здоровье. Если же нет - не стоит навязывать ему эти занятия. Вполне возможно, что он еще слишком мал. Выждите время и предложите ему их снова.


Источник: Журнал Кроха и Я

Возврат к списку


Только зарегистрированный пользователь может оставлять комментарии. Войти или зарегистрироваться