Детки

08.06.2014

Синоним здоровья - закаливание

Закаливание детейВсе родители знают, что закаливать ребенка полезно и даже необходимо. Закаленные дети гораздо реже болеют, у них укрепляется иммунитет и даже улучшается характер. Но как и когда лучше начинать закаливающие процедуры?

Закаливание — это повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды путем систематического дозированного воздействия этими факторами. Внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудные заболевания». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение. С одной стороны, взаимосвязь «холод — болезнь» совершенно очевидна, с другой — непонятна...

Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникает лишь потому, что дунуло из открытого окна или потому, что в ботинки попал снег?

Навстречу природе

Новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой Природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, побольше гулять и в любую погоду. Только не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.

Достигаем компромисса

Естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом... Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.


Главное — сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался!

С чего начать?

С того, что понять: на любого человека — неважно, взрослый или ребенок, — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий (их две группы). Первая — факторы естественные (природные): знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода.

Вторая — факторы цивилизации: место жительства, бытовая химия, телевизор и т.д.

Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с естественными факторами и ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Это пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие — многократное повышение устойчивости организма, снижение как частоты, так и тяжести болезней.

Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, - в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении, многочасовые бдения возле телевизора или компьютера, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии. Совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки? Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!

Расставим приоритеты

Рассмотрим основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и обязательные для детей.

Двигательная активность. В школу пешком или на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Надо ли объяснять, что проявлять активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?..

Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

Питание. Не хочет есть — значит, не потратил должного количества энергии.

 

Все — в сад?

Особый вопрос — посещение детских коллективов. Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии: мальчик заболел потому, что было сыро. Нужно определить правила, обязательные для исполнения: гулять в любую погоду и поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самостоятельно выбирать одежду).

Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками. Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день — влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки и т.д. Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем — печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «Все свободное время — гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать: «Прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду — без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания +15 °С.


Перечень причин, мешающих закаливанию, можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать что-нибудь усиливается с каждым днем. Итак, долгожданные ответы на извечный вопрос  «что делать?». Понять, что есть два варианта. Первый — относительно пассивный (коррекция образа жизни). Второй вариант — активный. Перемены образа жизни и дополнительные мероприятия.

Верный курс

Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.

 

Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух!

Пробежались 5-10 минут (никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут — комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого — максимум 30 минут. Дома — водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой, почистили зубы. Позавтракали. Пошли в детский сад. Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем упражнения, уменьшаем количество одежды.

Описанному варианту действий помешать может только лень. Никаких других оправдательных мотивов просто не существует.

Формула успеха

При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует соблюдать три главных принципа:

 

  • систематичность — раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;
  • постепенность — плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;
  • учет особенностей — возраста, настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.


Закаливающие процедуры должны доставлять малышу удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания — родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.

Еще один вариант, улучшающий кровообращение в миндалинах и эффективный для профилактики обострений хронического тонзиллита: дозированное воздействие холодом на полость рта. Алгоритм безопасных профилактических действий: покупаем мороженое — обычный белый пломбир. Кормим дитя. Доза — 1/2 чайной ложки 3 раза в день. Следим за тем, чтобы ребенок мороженое держал несколько секунд во рту (пока не растает, не нагреется) и только потом глотал. Через 5 дней увеличиваем дозу — даем по одной ложке 3 раза в день. Через пару месяцев благополучно будем съедать пару порций в день. Не менее приятный вариант — любимый сок, например, персиковый, наливаем в формочки для льда и замораживаем в холодильнике. Готовые кубики „расколупываем" и маленькие льдинки сосем. Приятно! Полезно!

Безопасно!

Важные выводы

Закаливание помогает предотвратить болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды.

Закаливание никоим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней вообще и ОРВИ в частности: если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа — ваше закаленное дитя «благополучно» заболеет, как и все остальные, «незакаленные». Закаливание позволяет уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.

Ребенок не нуждается в закаливании. Он нуждается в естественном, гармоничном образе жизни.

Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая прохладная детская комната в десятки раз важнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.


Источник: Журнал Мой ребенок

Возврат к списку


Только зарегистрированный пользователь может оставлять комментарии. Войти или зарегистрироваться