Детки

02.06.2014

Логопедические игры

У деток до трёх лет бурно развивается звуковая сторона речи. Родителям важно не упустить такой важный период. Заботы родителей о том, как говорит ребёнок, должны соответствовать возможностям крохи: с полутора до двух лет он занят проговариванием гласных («а», «о», «у», «и»), согласных («б», «п», «м», «в», «ф», «к», «г», «х») и только после двух лет он возьмётся за свистящие и шипящие согласные («з», «с», «ш», «щ», «ж»).

 

Чтобы помочь своему карапузу в развитии речевого аппарата, когда ему исполнится полтора года можно смело играть с ним в несложную игру:


Вы показываете, а малыш повторяет:
Девочка плачет: а-а-а-а-аа-аа-аа;
Маленький ребночек плачет: уа-уа-уа-уа-уа;
Мышка зовёт: пи-пи-пи-пи-пи;
Медведь рычит: ы-ы-ы-ы-ы-ы;
Медведь злится: е-е-е-е-е;
Волчек-братик воет на луну: у-у-у-у-у;
Коровка мычит: му-му-му;
Мальчик поёт: о-о-о-о-о;


Можно посоревноваться с ребёнком, кто протянет звук дольше или громче, а можно ? кто тише. Эту игру можно использовать и для восприятия эмоций в речи. Для этого звуки нужно произносить с разной интонацией, а когда читаете стихи, говорите от имени персонажей голосом, который для них характерен: слова волка ? сердито, лисы ? с хитрицой, мамы-козы ?высоким голосом, зайки ? трусливым.


Слитное произношение звукосочетаний способствует развитию речевого дыхания, укрепляет речевой аппарат. Только для того, чтоб от таких игр был должный эффект, такие занятия с ребёнком следует проводить регулярно. Так ребёнок будет учится улавливать на слух свои огрехи в произношении, что в свою очередь развивает слуховое восприятие. Даже произнося звук с ошибкой, он сможет исправить себя. Взрослым нужно быть очень внимательными при таких занятиях с ребёнком и не забывать его похвалить. Например: «Вот какой разумашка! Конечно, нужно сказать «и-го-го», а не «гу-о-гу-о», а то коняшка не поймёт и не приедет».


Если до двух лет звукосочетания были простыми и формировали слуховые навыки, то после двух лет звукосочетания нужно усложнять, включая в них разные по характеристикам сочетания: «ку-ка-ре-ку», «тах-кудах» и т.д. Для таких игр хорошо иметь набор зверюшек и тогда можно предложить вариант игры «Кто пришёл к нам в гости» и попросить ребёнка по издаваемым вами звукам угадать зверюшку, которая спрятана под пелёнкой. Потом можно поменяться с крохой ролями.


Игра «Мы шли и встретили». Для этой игры нужно все игрушки сложить в корзину или сумку. Ребёнку говорят, что он отправляется к зайчику и принесёт ему гостинчик ? морковку. Дальнейшую дорогу можно описать в виде потешки:


А мы к зайцу шли, шли
Полдороги прошли,
А навстречу нам? (достаём из сумки игрушку, например, Гуся)
Добрый день, Гусь!
А Гусь нам в ответ ? га-га-га!


Родителям стоит объяснить ребёнку, что так здоровается гусь, а кроха должен повторить эти звукосочетания. Потешка продолжается до тех пор, пока из мешочка остаются игрушки. Нужно следить за тем, что звуки произносились ясно и чётко.


Есть ещё хорошая игра для губ и языка.
Взрослые задают вопрос и сами на него отвечают, а малыш должен повторить за ними ответ. Например:
Как рыбки разговаривают? ? вытянуть губы в трубочку и безмолвно открывать и закрывать рот.
Как остановить конячку? ? тппрру!!!!!
Какой колобок? ? раздуть щёки.
Покажи какой язычок у змеи? ? как можно дальше вытянуть язычок.
Как котёнок молоко пъёт? ? показать как медленно лакает котёнок
А как собачка молоко пъёт? ? показать как быстро лакает собачка
Как конь цокает? ? имитировать цокот подков, щёлкая языком по нёба.
С каждым разом можно добавлять новые вопросы, ответы на которые знакомы ребёнку.

Возврат к списку


Только зарегистрированный пользователь может оставлять комментарии. Войти или зарегистрироваться