Детки

02.06.2014

Молчанье - золото

Все дети проходят определенные этапы: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, пробуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы.

 

Если малыш в 1 год не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок — мальчик.

 

Нарушения речи могут происходить по разным причинам. Это неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а так же условия окружающей среды. Вот некоторые из них:

 

1) Различные внутренние патологии, которые приводят к нарушению развития плода. Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

 

  • внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз), нефропатия (более тяжелая стадия гестоза), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери.
  • инфекционные заболевания матери во время беременности.

 

2) Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга) плода.

 

3) Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. Особенно — частые инфекционно-вирусные заболевания и ранние желудочно-кишечные расстройства.

 

4) Травмы черепа. Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить. Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.

 

5) Наследственные факторы. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.

 

Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

 

В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

 

Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

 

  1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он также как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
  2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
  3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога, психолога и логопеда.
  4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
  5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.



Источник: Журнал Мамаinfo

Возврат к списку


Только зарегистрированный пользователь может оставлять комментарии. Войти или зарегистрироваться