Детки

02.06.2014

Звуки простые и сложные

Слово «мама» - общее для огромнейшего количества языков. На английском, немецком, французском ребёнок начинает говорить и произносит почти русское (или украинское) слово «мама». Не обязательно углубляться в историю языков, чтоб заметить такое сходство, которое легко объяснить последовательностью звуков, которые осваивает ребёнок. Они ведь одинаковы и для славян и для европейцев. Ребёнок начинает говорить звуки приблизительно в такой последовательности:

 

  • согласные «м», «б», «п» (баба, мама, папа)
  • потом «т», «д», «л», «н»
  • затем зубные «з», «с»
  • и уже потом «к», «х».


Ребёнку легшее произносить мягкие согласные, поэтому он нарочно, как бы, смягчает слова. Сложнее всего деткам даются «р», «л», «ш», «ч», «щ». Поэтому они иногда картавят или имеют другие (поправимые) дефекты речи.


Раннее детство ? период когда активно формируется речь крохи. До полутора года ребятёнок усваивает не так много слово, а употребляет их ещё реже. После полутора года малыш становится более инициативным, требует, чтоб ему называли предметы, запоминает и узнаёт больше новых слов.


К концу второго года жизни кроха имеет свой лексический запас слов на уровне Элочки Людоедки из «Двенадцати стульев» - это 300. С возрастом эта цифра растёт, и растёт тем больше чем больше родители занимаются со своим чадом.


Когда ребёнок не понимает какую ?нибудь частичку слова, он её просто пропускает или заменяет. Одни сокращают слово до одного примитивного слога, другие сохраняют ударение и количество слогов (приблизительно так, как ведут себя взрослые, заменяя на «ля-ля-ля» забытую в песне строчку). Особенно много усеченных слов в речи двух- трёхлетних детей. Потом словарик, правильных слов растёт тут, на тебе! Ниоткуда и возьмётся крокодил. Дети, которые рано начинают читать, как правило говорят чище и правильнее. Аккуратно исправляйте малыша, когда он говорит неправильно. Например «я упадусь» вместо «я упаду». Появление в речи ребёнка таких слов, как «возьмил», «упадусь» говорят о том, что кроха постигает грамматику речи, понимает значение суффиксов и приставок. Детские «крокодилы» образовываются по вполне понятным схемам:


Спроси ? спросил, положи ? положил, возми ? возьмил
Убратся ? уберусь, ударить ? ударюсь, упасть ? упадусь.


Мы часто записываем за своими детьми подобные перлы. Благодаря таким записям навсегда остаются в памяти слова, которые кажутся нам смешными. «Мама, мама, смотри ? папуасы! А где мамуасы?»


Первые слова малыша не похожи на взрослые не только по звучанию, но и по содержанию, которое кроха в него вкладывает. Слово для крохи ? это имя. Поскольку абстрактно мыслить малышу ещё тяжело, конкретное слово он ассоциирует каждое слово с определённым предметом. Произнося «гав», ребятёнок может расплакаться только от того, что имя названо а собачка не появилась. Разница между словом и предметом становится ребёнку понятной в ходе захватывающей игры. Возьмите несколько любимых игрушек вашего карапуза и картинки с их изображением. Пусть малыш положит соответствующую карточку возле игрушки. Чтоб ребёнок лучше понимал значения слова, нужно ставить наводящие вопросы, сравнивать размеры (три ложки столовая, десертная и чайная). Научить кроху понимать, что ложки бывают разных цветов, размеров, и из разного материала, с рисунком или без. Но ложки всё равно остаются ложками. 

 
Родители должны формировать активный словарный запас ребёнка, не останавливайтесь на том, что собачка говорит «гав». Собачка ещё может рычать, скулить.. Такие аналогии следует проводить с разными предметами, знакомыми малышу.

Возврат к списку


Только зарегистрированный пользователь может оставлять комментарии. Войти или зарегистрироваться