Детки

02.06.2014

Второй язык

развитие ребенка, изучение английскогоЗадумываясь о развитии ребенка, родители вспоминают не только о музыке, математике, но и о иностранных языках.


Когда начинать?


Это первый вопрос, который волнует родителей, и есть два противоположных подхода к его решению.


Подход № 1: начинать изучать второй язык, как можно раньше и делать это очень активно.


Подход № 2: не изучать иностранный язык вообще, по крайней мере, до школьного возраста. Свои плюсы и минусы имеют и тот, и другой подходы. Выбирая свой, сначала определитесь, а зачем, собственно, вы хотите, чтобы ребенок учил второй язык? Если вы ставите перед ним цель в определенный срок научиться говорить на языке, читать, писать, поддерживать диалог на любую тему, то будьте готовы к тому, что в раннем возрасте (до 6-7 лет) ребенок просто не в состоянии осуществить ваши наполеоновские планы (при условии, что он не живет в окружении людей, постоянно говорящих на другом языке). Если же вы включаете иностранный язык в ваши занятия с малышом для общего развития, постепенной наработки навыков произнесения звуков другого языка, поддержания интереса к другим культурам, и не ждете, что малыш через полгода-год бегло затараторит по-английски или по-французски, то занятия с 3-4-х лет вас не разочаруют.


Очевидно, что все дети разные, кто-то будет с радостью распевать песенки по-английски и в 3 года, а кто-то будет и в 5 лет сидеть на занятиях в большом напряжении.


Существует несколько основных показателей готовности к изучению иностранного языка.


У ребенка достаточно хорошо сформирована артикуляция. Не стоит начинать изучать второй язык с ребенком, пока он еще не очень хорошо освоил произношение звуков родной речи.


Ребенок свободно общается на родном языке: грамотно строит предложения, постоянно увеличивает словарный запас.


Ребенок умеет концентрироваться на достаточно продолжительное время (15-20 минут), а потом, через перерыв, может продолжить занятия.


Распорядок дня ребенка позволяет ему заниматься, не переутомляясь. Очень важно, чтобы ребенок шел на занятия с радостью. Если он устал, хочет есть, спать или приходит на урок после других занятий, можно получить обратный эффект - полное отторжение.


Некоторые психологические особенности ребенка, такие как сильная возбудимость, неумение концентрироваться, логопедические проблемы, могут потребовать либо индивидуальных занятий с преподавателем, либо отказа от занятий вторым языком до того времени, когда малыш «созреет» для этого.


Где изучать?


Учим сами. Если вы знаете язык, которым хотите заниматься с ребенком, и видите, что он готов к этому, занятия можно проводить и дома вместе с другими развивающими играми. Сейчас существует масса пособий для изучения языков в раннем возрасте. Тем не менее, нужно учитывать, что любые занятия требуют регулярности, постоянного повторения и очень неторопливого освоения нового. Обеспечить это самостоятельно в полном объеме можно, только если у вас есть специальное образование.


Второй язык в 3,5 или 7 лет?


Статистика показывает, что сейчас в больших городах около 55% детей имеют фонетические нарушения речи. Поэтому общая рекомендация для тех, кто собирается начать заниматься с маленьким ребенком иностранным языком, - в обязательном порядке проконсультироваться с неврологом и логопедом. Невролог расскажет о том, есть ли у ребенка какие-либо трудности с восприятием, вниманием, памятью, и выскажет свое мнение о необходимости занятий в этом возрасте, их продолжительности и т. п. Логопед оценит уровень развитие речи ребенка, степень формирования артикуляции.


Если проблем нет (и они не появляются в процессе обучения), можно смело учить новые языки даже в 3 года. К 3 годам у ребенка должна быть сформирована основная артикуляционная программа языка. Это значит, что должна уйти мягкость произношения («сюсюканье»), и малыш должен правильно произносить все звуки (исключение могут составлять шипящие, свистящие и «л», «р» - они в норме должны быть освоены к 5 годам).


Именно от 3 до 5 лет ребенок переживает период «лексического взрыва - он постоянно обогащает свою речь новыми словами, употребляет все более сложные конструкции. В этот период и изучение иностранного языка будет продуктивным. В то же время возраст 3-5 лет благоприятен для исправления нарушений речи (ребенок в норме преодолевает их самостоятельно). Так что, если в 3 года какие-то небольшие фонетические проблемы существуют, лучше отложить занятия иностранным языком до 5 лет, когда артикуляция будет полностью сформирована.


В случае, когда нарушения серьезны и связаны с фонетико-фонематическим восприятием (ребенок на слух путает звуки), изучение иностранного языка только сильнее смутит ребенка, которому и в родном языке разобраться непросто, и может спровоцировать впоследствии дислексию и дисграфию (проблемы в освоении чтения и письма). С такими нарушениями лучше отложить второй язык до школы, где его сейчас практически везде начинают изучать со второго класса.


«Самый сложный» и «самый простой» язык - это условность, для каждого человека это совершенно индивидуальное ощущение. Так, многие иностранцы утверждают, что один из самых сложных языков в мире - русский.


Тем не менее считается, что проще всего изучать языки, родственные родному. То есть для русскоговорящих - славянские языки (польский, чешский, болгарский). При изучении языков других семей сложнее оказываются те языки, которые развились в странах с наиболее разнящейся культурой. Для их понимания требуется не только привыкнуть к чуждым звукам, но и освоить совершенно отличные от привычных понятия и логику - как, например, в японском или китайском языках.


Романо-германские языки, которые, как правило, мы учим в школе, довольно близки между собой - выучив один, достаточно легко потом овладеть следующим. Однако и они имеют свои особенности: например, самый популярный язык - английский считают сложным из-за несоответствия букв и звуков. Именно этой особенностью английского, кстати, ученые объясняют тот факт, что в англоговорящих странах больше, чем где-либо, дислексиков.


Выбираем учителя. Вариант эффективного домашнего обучения - приглашать домой профессионального педагога. Носитель языка в качестве преподавателя ценен тем, что общение с ним будет более разнообразным и познавательным, однако преподавать собственный язык иностранцам, тем более детям - задача не из легких. Поэтому можно чередовать занятия с русскоговорящим учителем и носителем языка: первый обеспечит безусловное понимание и разъяснение сложных моментов, второй поможет полноценно «погрузиться» в язык. Выбирая педагога, нужно для начала оценить его опыт (лучше всего пообщаться с теми, кто уже занимается с ним достаточно продолжительное время) и обсудить методику преподавания. В целом, методика должна отвечать тем же требованиям, что и занятия в языковой школе или студии.


Первая задача преподавателя - сочетать учение с развлечением. Для этого преподаватель должен не только знать язык, но и быть хорошим психологом и даже немного актером. Занятия строятся таким образом, чтобы не слишком акцентировать внимание ребенка именно на факте изучения иностранного языка. Дети играют и в игре используют иностранные слова и выражения или, на пример, рисуют и называют предметы на рисунке на изучаемом языке.


Постоянная смена деятельности на занятиях (игры, разыгрывание сказок, пение, рисование, просмотр видеоматериалов) помогает задействовать все каналы восприятия (аудиовизуальное восприятие, мелкую моторику) и обеспечивает лучшее усвоение материала.


В программе упор делается на разговорный язык, развитие навыков общения. Маленькие дети еще не умеют читать и писать, поэтому их обучение основано на развитии навыков аудирования (восприятия речи на слух) и устной речи. Эти навыки у малышей очень хорошо поддаются развитию. Они легко усваивают лексические и грамматические единицы иностранного языка, не осмысляя их лингвистически. Чтение и письмо стоит осваивать после того, как эти навыки будут задействованы в изучении родного языка. В начале же достаточно будет визуального запоминания изучаемого слова: глядя на карточки с картинками или смотря видеозапись, ребенок видит предмет и написание соответствующего слова на языке. Когда сам вид букв и слов иностранного языка станет привычным и узнаваемым, чтение и письмо дадутся намного легче.


Преподаватель всегда дает рекомендации, какие упражнения и игры стоит воспроизвести родителям дома. Скажем, не так сложно во время ужина лишний раз повторить пройденные выражения («передай мне, пожалуйста..»), повторять фразы или названия блюд, которые ребенок недавно узнал.


Однако здесь важно четко оговаривать с ребенком ситуации, когда вы используете иностранные выражения, или предупреждать его, что сейчас вы будете говорить на другом языке, чтобы он четко разграничивал и не путал потом в речи родной язык и иностранный.


Приглашаем няню. Вспоминая опыт воспитания дворянства в пушкинские времена, многие рассматривают вариант приглашения в дом няни или гувернантки - носительницы иностранного языка. В этом случае необходимо в первую очередь оценить, насколько ребенок готов к ситуации постоянного чередования языков - билингвизму. Если в этом плане опасений нет, узнайте все о потенциальной няне: страна и местность, откуда она родом (очевидно, что английский в Новой Зеландии или на Филиппинах довольно своеобразен в плане произношения), социальное происхождение, образование (и то, и другое в значительной мере отражается и на лексиконе, и на грамотности речи), педагогический опыт, опыт работы с маленькими детьми (если это няня - ее языковые таланты никак не должны мешать ей выполнять обычные обязанности по уходу за ребенком), рекомендации и мнение семей, в которых она работала ранее.


ДОСТИЖЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


В 3-4 года (2 занятия в неделю по 30-45 минут): отдельные слова, фразы, вопрос-ответ в конкретных ситуациях; постепенное расширение словарного запаса, более сложные вопросы и ответы.


В 5-6 лет (2-3 занятия по 40-45 минут): дальнейшее расширение словарного запаса, формирование навыков диалога. В 6-7 лет (2-3 занятия по 45 минут): расширение словарного запаса, развитие навыков диалогической речи, элементы чтения и письма.


Подбираем школу


Имейте в виду, что в действительно хорошей языковой школе для детей:

  • имеется четко описанная методика, понятная и родителям, и детям, которая включает в себя все разнообразие вариантов подачи информации (видео-, аудио-, игры и т. п.);
  • программы адаптированы под каждую возрастную группу и расписание составлено так, чтобы ее могли посещать и дети, которые еще спят днем;
  • небольшие группы (оптимально 4-6 человек), есть возможность проводить индивидуальные занятия;
  • классы оборудованы таким образом, что дети свободно перемещаются (например, сидят на ковре) и двигаются, играя в более или менее активные игры во время урока (например, кидают друг другу мяч, произнося на языке названия цветов, игрушек или называя цифры);
  • есть много возможностей практиковаться: общение с носителями языка, специальные летние лагеря, поездки в страну изучаемого языка.


Что ты сегодня выучил?


Этот вопрос задавать малышу категорически запрещено. Такая неумелая попытка «контроля», скорее всего, просто поставит ребенка в тупик, а то и напугает. Здесь действует принцип актуальный и для любого другого направления раннего раз вития: давать новое, повторять старое, но не проводить это повторение в виде экзамена. Результаты рано или поздно проявятся сами, и ребенок выдаст их совершенно самостоятельно.


При изучении иностранного языка особенно актуально правило «Повторение - мать учения». Количество будет постепенно переходить в качество.


Формой контроля здесь может быть только такая же игра, как и во время занятий: родители воссоздают дома ситуацию, в которой ребенок может употребить знакомые ему иностранные слова и выражения. Если малыши изучают на уроках английского формы приветствия и названия животных, значит, нужно просто поиграть дома в знакомство игрушек - скажем, собаки и кошки.


Взрослому может показаться, что малыши на занятиях занимаются бесконечно одним и тем же и не идут вперед, повторяя по нескольку десятков раз одни и те же выражения. На самом деле это не так, ведь ребенок при профессиональной работе специалиста проговаривает одни и те же фразы в различных игровых ситуациях, запоминая их без усилий и утомления.


Каникулы с пользой


С 7 лет дети приглашаются в языковые лагеря. Обычно поездка длится 2-3 недели. Группа ребят одной возрастной категории (младшая группа обычно от 7 до 13 лет) в сопровождении преподавателей выезжает: на базу отдыха за город; в страну изучаемого языка (например, для изучения английского обычно едут в Великобританию, США, на Мальту);


в подходящее для хорошего отдыха место (популярные направления: Болгария, Турция), где специально для ребят устраиваются занятия.


Обучение всегда сочетается с отдыхом, спортом и туристической программой.


Средняя стоимость таких каникул сопоставима с обычной поездкой на отдых в эту страну плюс 15-30%.


Источник: Журнал Кроха и Я 

Возврат к списку


Только зарегистрированный пользователь может оставлять комментарии. Войти или зарегистрироваться